Please reload

Недавние посты

С какой целью становиться Экспертом - Аудитором

September 15, 2017

1/2
Please reload

Избранные посты

Подготовка и сертификация персонала в области технического регулирования как один из инструментов борьбы с контрафактом.

Решение проблемы оборота фальсифицированной и контрафактной продукции является одной из ключевых задач, стоящих на пути решения многих стран мира, а также обеспечения функционирования и развития стран участников Евразийского экономического союза. Незаконный оборот продукции негативно сказывается на развитии промышленности и предпринимательства. Решение этой проблемы возможно только в случае применения комплекса мер реализуемых на различных уровнях управления. 

Устойчивое развитие и достижение стратегического превосходства, влияющего на развитие промышленности и предпринимательства, предполагают эффективное использование:

  • наукоемких, высокотехнологичных, импортозамещающих производств;

  • экономики знаний;

  • современного инструментария технического регулирования,  стандартизации и метрологии;

  • оптимальных систем по критерию «безопасность — конкурентоспособность» в управлении объектами технического регулирования.

Решение этих сложнейших задач и сложившиеся объективные условия определяют как потребность в подготовке соответствующих специалистов, так и необходимость непрерывной актуализации их знаний.

Обеспечение всех участников рынка компетентными  и квалифицированными кадрами в области технического регулирования является одним из приоритетных  направлений  противодействия обороту фальсифицированной и контрафактной продукции на рынках стран-участников Евразийского союза.

Определяющими факторами потребности в квалифицированном персонале являются:

  • необходимость постоянной актуализации знаний и навыков специалистов и руководителей, работающих в различных отраслях экономики;

  • обучение обширного контингента работников отраслей экономики, предпринимателей, управленцев, госу­дарственных служащих — всех, чью деятельность и чьи интересы затрагивают требования ФЗ «О техническом регулировании»;

  • вступление России в ВТО требует подготовки экспертов по производственным и торгово-промышленным отношениям с зарубежными партнёрами;

  • подготовка категории специалистов, которые способны эффективно работать как эксперты, аудиторы, менеджеры по всем направлениям технического регулирования в сфере производства продукции и процессов на базе современных информационных и  высоких технологий.

Обеспечение компетентными кадрами в области технического регулирования участников рынка является одним из приоритетных  направления противодействия обороту фальсифицированной и контрафактной продукции на рынках стран-участников Евразийского союза.

Данная задача сложная, так как процесс развития технического регулирования достаточно динамичен. И вместе с тем люди – кадры, в этой области, требуют постоянной подготовки и повышения квалификации, так как знания, полученные в ВУЗах, быстро устаревают. 

 Поэтому основная цель подготовки кадров в области технического регулирования, в том числе и для борьбы с контрафактом -  это формирование компетентного персонала в области технического регулирования в промышленности и органах по оценке соответствия.    

Для реализации этой цели необходимо применение всех действующих современных инновационных механизмов подготовки (обучения), оценки компетентности и сертификации персонала.  Здесь особенно важно правильность применения этих механизмов к конкретному персоналу с учётом особенностей осуществляемых им функций.

Целевая аудитория специалистов по техническому регулированию показана на рис.1.

Подготовка перечисленных категорий специалистов требует не только новых учебных курсов, но и принципиально новых подходов, сущность которых состоит в обеспечении интеграции разнохарактерных знаний, включающих как владение точными науками, так и искусством управления в малых и больших системах.

Решающую роль в подготовке и повышении квалификации кадров в области технического регулирования и управления качеством играет дополнительное профессиональное образование, способное мобильно и эффективно реагировать на новые требования отечественной и мировой экономики.

Рис. 1

            

На рис. 2 показана система оценки персонала (показатели и методы) в области технического регулирования, которая сегодня формируется в Российской Федерации.

Четыре составляющих системы оценки персонала: стандартизация требований, обучение персонала, оценка профессиональных квалификаций и сертификация экспертов-аудиторов.  

Рис. 2

В системе оценки персонала задействованы все методы оценки персонала, такие как стандартизация требований к персоналу (устанавливаются в  документах по стандартизации  и в профессиональных стандартах); обучение персонала; оценка профессиональных квалификаций персонала производителей (поставщиков) продукции и сертификация экспертов-аудиторов органов по оценке соответствия.

Законодательная и нормативная база  подготовки и оценки кадров в области технического регулирования в Российской Федерации, установлена в:

  • 184-ФЗ «О техническом регулировании»;

  • 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации»;

  • 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации»;

  • Профессиональных стандартах;

  • Документах по стандартизации, устанавливающих требования к экспертам;

  • Документах добровольных систем сертификации персонала.

и является основой формирования системы оценки персонала в особенности после принятия изменений в ФЗ-184 «О техническом регулировании» в части введения правового статуса эксперта-аудитора, участвующего в выполнении работ по подтверждению соответствия продукции и установления его ответственности на государственном уровне.

Рассмотрим реализацию всех действующих механизмов оценки персонала в Российской Федерации. И первое это ОБУЧЕНИЕ.

Кого необходимо обучать в области технического регулирования и в каких структурах имеется потребность в квалифицированных и компетентных специалистах в области технического регулирования.

Практически все структуры – это и Федеральные органы исполнительной власти, образовательные учреждения, наука, бизнес и производство и другие (рис. 3).

Дополнительное профессиональное образование - реализует принцип последовательного улучшения в системе образования и имеет три блока:

Первый блок - это повышение квалификации, результатом которого послужит повышения профессионального уровня (документ который получают слушатели –удостоверения о повышении квалификации);

Второй блок – это профессиональная переподготовка  результатом которой  послужит приобретение новой квалификации (документ который получают слушатели – диплом о профессиональной переподготовке и присвоении новой квалификации).

И третий блок – это краткосрочное  обучение (менее 16 часов) в форме семинарские занятия. (рис. 4)

Рис. 4

 

Обучение в области технического регулирования включает в себя следующие направления:

  • Техническое регулирование

  • Стандартизация

  • Метрологическое обеспечение производства

  • Подтверждение соответствия

  • Испытания

  • Надзор за соблюдением требований технических регламентов

  • Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий

  • Менеджмент: рисков, качества, экологии, охраны труда, энергоэффективности, информационной безопасности и т.п.

Оценка годичных показателей результативности обучения выявила, что сегодня потребности в обучении в области технического регулирования не реализованы. В среднем в год проходят дополнительное профессиональное обучение по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки около 30 тыс. специалистов, а потребность в обучении составляют работники  почти 10 000 аккредитованных  органов по оценке соответствия и работники более 500 тысяч предприятий различных отраслей промышленности.

Исходя из этого анализа, можно сделать вывод, что ежегодное обучение в области технического регулирования составляет менее 10% от потребности. 

Механизм системы оценки персонала как независимая оценка профессиональных  квалификаций, осуществляется в Российской Федерации в рамках реализации 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации».

Участниками системы независимой оценки квалификаций являются:

- Национальный совет;

- национальное агентство развития квалификаций;

- советы по профессиональным квалификациям;

- центры оценки квалификаций;

- работодатели;

- соискатели;

- федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Независимая оценка квалификаций  работников или лиц, претендующих на осуществление определённого вида деятельности – процедура подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, проведённая центром оценки квалификаций в соответствии с  238-ФЗ.

Независимая оценка квалификаций проводится в форме профессионального экзамена Центром оценки квалификаций в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Взаимодействие участников системы показано на рис. 5.

Рис. 5

 

В силу статьи 196 ТК РФ работники имеют право на прохождение независимой оценки квалификации, в силу статьи 196 ТК РФ необходимость направления работников на такую оценку для собственных нужд определяет работодатель. То есть соискатель может сам обратиться в ЦОК для прохождения независимой оценки самостоятельно, а может быть направлен работодателем.

На поставленный вопрос: является ли обязательной процедура оценки квалификаций для всех организаций и учреждений Министерство Труда РФ отвечает, что сегодня оценка квалификации является добровольной и для работников, и для работодателей и не влечёт за собой каких-либо обязательных последствий или требований. Если работодатель  определяет, что оценка профессиональной квалификации обязательна для его работников, то в соответствии с требованиями статьи 187 ТК РФ   оплата прохождения такой оценки осуществляется за счёт работодателя.

При Торгово-промышленной палате Российской Федерации создан Совет по профессиональным квалификациям торговой, внешнеторговой и по отдельным видам предпринимательской и экономической деятельности (в сфере закупок, патентоведению, оценки соответствия, качества, кадастрового учета и выставочной деятельности.

На сегодняшний день уже сформирована Комиссия по профессиональным квалификациям специалистов в сфере качества и оценки соответствия товаров (работ) услуг. Председателем Комиссии является председатель Комитета ТПП РФ по техническому регулированию, стандартизации и качеству продукции, заместитель исполнительного директора Ассоциации «Национальное объединение строителей»  Пугачев Сергей Васильевич.

Другим механизмом системы оценки персонала является сертификация персонала.

Ведь  всем нам понятно, что основным  участником выпуска продукции на рынок являются органы по сертификации продукции. А квалифицированная оценка (подтверждение) соответствия продукции невозможна без участия в этом процессе грамотных и квалифицированных  специалистов – экспертов-аудиторов.

На сегодняшний день в соответствии с законодательством об аккредитации в Российской Федерации  Требования к персоналу органов по сертификации продукции установлены Критериями аккредитации, которые требуют наличие соответствующего образования и опыта работы по подтверждению соответствия продукции.

Критериями аккредитации не установлено требование к независимой оценки этих специалистов третьей стороной. В связи с этим сегодня в органах по сертификации трудятся в качестве экспертов по сертификации бывшие учителя труда и младших классов, работники искусства и т.д. не владеющие знаниями технологических процессов производства конкретной продукции.  Ведь достаточно к имеющемуся у этих специалистах диплому об образовании получить диплом о профессиональной переподготовки в любом образовательном учреждении, реализующем данные программы, и формально предоставить документы об опыте работы по подтверждению соответствия.

 Исходя из сказанного можно сделать вывод о возможных рисках при выпуске продукции на рынок.

Хочется, чтобы сегодня меня услышали, ведь наличие в органах по сертификации продукции сертифицированного персонала позволит значительно снизить риски попадания на рынок фальсифицированной и контрафактной продукции.

Почему? Ведь аккредитованные органы по сертификации персонала в соответствии с ГОСТ Р ИСО/МЭК 17024  должны проводить всестороннею оценку своих заявителей на сертификацию посредством проведения поверки предоставленных документов и проведения экзамена.

Следует отметить, что сертификацию персонала не надо ассоциировать с аттестацией персонала или оценкой компетенций. Уже давно существует технология оценки персонала посредством проведения аттестации. Однако, при аттестации возникает ряд проблем, главной из которых является то, что персонал оценивается непосредственно руководством предприятия или организации, которое, как правило, уже имеет сформированное мнение о достоинствах либо недостатках специалиста, и, следовательно, оценка не может быть гарантирована объективной.

Решить данную проблему возможно с помощью проведения сертификации персонала, так как сертификацию проводит орган по сертификации, который в соответствии с определением содержащимся в 184-ФЗ «О техническом регулировании» – это юридические лица или индивидуальные предприниматели, аккредитованные в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации для выполнения работ по сертификации.  

Определение сертификация также установлено в 184-ФЗ – это форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, документам по стандартизации или условиям договоров.

Для реализации механизмов подготовки (обучения), оценки и сертификации персонала в области технического регулирования, в том числе в борьбе с контрафактом, необходимо:

- ускорить принятие законопроекта о внесении изменений в 184-ФЗ «О техническом регулировании» в части  введения института экспертов-аудиторов;

- разработать и утвердить на государственном уровне единые программы дополнительного профессионального образования в сфере технического регулирования;

-  разработать и утвердить на государственном уровне требования к экспертам –аудиторам по конкретным направлениям деятельности в области подтверждения соответствия;

-  инициировать создание Единого реестра сертифицированного персонала в области технического регулирования и определить Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за его ведение;

- инициировать создание в рамках ЕАЭС  рабочего органа по установлению  единых требований  к персоналу органов по оценке соответствия.

 

Share on Facebook
Share on Twitter
Please reload

Мы в соцсетях
Поиск по тегам
Please reload