К вопросу об обсуждении проекта федерального закона № 703636-6, определяющего статус

эксперта-аудитора

В апреле 2015 года Государственной Думой Федерального собрания был принят в первом чтении законопроект №703636-6, определяющий статус экспертов – аудиторов  по оценке (подтверждению) соответствия.

Несмотря на большое количество проведенных за прошедший с того момента период времени совещательных мероприятий законопроект так и не был подготовлен ко второму чтению. Причиной тому послужило столкновение различных точек зрения на необходимость введения обязательной процедуры подтверждения компетентности специалистов органов по оценке соответствия.

В данной публикации изложена точка зрения специалистов Некоммерческого партнерства «Ассоциация по техническому регулированию» по наиболее острым вопросам, обсуждаемым в ходе подготовки законопроекта ко второму чтению:

 

Вопрос: Есть ли необходимость на уровне федерального закона определить конкретный порядок аттестации (сертификации) экспертов-аудиторов?

Позиция НП «АССТР»: На уровне федерального закона необходимо определить обязательность прохождения специалистами по оценке (подтверждению) соответствия продукции процедуры подтверждения компетентности (сертификации) в аккредитованном в национальной системе органе по сертификации персонала (независимая третья сторона). Вместе с тем, представляется нецелесообразным устанавливать на уровне федерального закона конкретный порядок аттестации (сертификации) экспертов-аудиторов. Однако, очевидно, что в Федеральном законе необходимо указать, что порядок аттестации (сертификации) экспертов – аудиторов, действующий в  конкретном органе по сертификации персонала, в части требований к заявителям на сертификацию, не должен противоречить Критериям аккредитации органов по сертификации, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 30 мая 2014 г. № 326. В противном случае сертифицированные эксперты – аудиторы не смогут быть признаны при оказании государственной услуги по аккредитации или подтверждению компетентности органа по сертификации. В соответствии со ст.4.1.2. ГОСТ Р ИСО/МЭК 17024 «Оценка соответствия. Общие требования к органам, проводящим сертификацию персонала», орган по сертификации персонала самостоятельно «…должен определить политику и процедуры установления, ведения, возобновления, расширения и сокращения заявленной области сертификации, а так же приостановки или отмены сертификатов».  Кроме того с 31 мая 2016 г. введен в действие ГОСТ Р 56937-2016, устанавливающий  правила проведения сертификации персонала, в котором детально прописаны стандартные процедуры процесса сертификации персонала. Представляется, что в соответствии со ст.27 ФЗ № 162–ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» будет достаточным применить в федеральном законе об определении статуса эксперта-аудитора нормативную ссылку на эти два национальные стандарта.

Вопрос: Должна ли услуга по аттестации (сертификации) экспертов-аудиторов быть государственной услугой, кто должен быть заявителем на оказание данной услуги (физическое лицо или орган по сертификации)?

Позиция НП «АССТР»: Услуги по аттестации (сертификации) экспертов-аудиторов должны оказываться независимой третьей стороной, т.е. аккредитованными и регулярно проходящими в соответствии с требованиями ФЗ №412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» процедуру подтверждения компетентности органами по сертификации персонала. Для обеспечения недискриминационного характера оказания такой услуги заявителями могут быть как органы по сертификации, так и отдельные физические лица. При этом для допуска к прохождению процедуры сертификации (подтверждения компетентности) заявители должны документально подтвердить соответствие образования заявляемой области специализации, опыт работы в этой области оценки (подтверждения) соответствия не менее 3-х лет, а так же регулярное повышение квалификации по вопросам оценки (подтверждения) соответствия в заявляемой области специализации. Обязательным элементом процедуры сертификации должен быть экзамен, содержащий как достаточное для подтверждения компетентности заявителя число теоретических тестовых вопросов, так и деловые игры, в ходе которых заявитель сможет продемонстрировать свои деловые навыки.

Вопрос: Должна ли услуга по аттестации (сертификации) экспертов-аудиторов быть обязательной или добровольной услугой с альтернативными возможностями подтверждения соответствия экспертов – аудиторов соответствующим требованиям?

Позиция НП «АССТР»: прохождение процедуры сертификации должно быть обязательным для всех специалистов, осуществляющих оценку (подтверждение) соответствия в обязательной сфере. Для специалистов, осуществляющих подтверждение соответствия в добровольной сфере, возможно предусмотреть альтернативный порядок подтверждения их компетентности.

Вопрос: Есть ли необходимость установления на уровне федерального закона контроля ценообразования при оказании данной услуги по аналогии с положениями пункта 2 статьи 154 ФЗ №412-ФЗ?

Позиция НП «АССТР»:  В статье 4.2.4 ГОСТ Р ИСО/МЭК 17024-2011 определено, что орган по сертификации должен иметь финансовые ресурсы, необходимые для функционирования и покрытия связанных с этим обязательств.

Для осуществления деятельности в соответствии с утвержденной областью аккредитации различным органам по сертификации персонала могут понадобиться  существенно отличающиеся по объему финансовые ресурсы, что связано с необходимостью оплаты персонала органа, услуг привлекаемых технических специалистов, оплатой аренды занимаемых органом помещений и т.д.  В связи с этим представляется не целесообразным  установление на уровне федерального закона  контроля ценообразования при оказании услуг по сертификации персонала.

В то же время представляется целесообразным установления на уровне федерального закона положения об обязательном страховании ответственности за результаты деятельности аккредитованных органов по сертификации персонала.

115432, г. Москва, ул. Трофимова, 21/1

+7 499 755 9465

asstr@inbox.ru